Ладожское и Онежское озера предлагают сделать национальным достоянием России

Об этом говорится в проекте федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер», который разрабатывается по инициативе Карелии, сообщает «ИТАР-ТАСС». Документ, разрабатываемый по аналогии с ФЗ «О защите озера Байкал», был представлен 2 октября на первом заседании рабочей группы по разработке законопроекта. В нее, помимо республики, вошли представители еще двух субъектов федерации, расположенных на берегах и в водосборном бассейне этих крупнейших пресноводных водоемов Европы — Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Чрезвычайно острой проблемой для этих трех регионов является значительное ухудшение санитарно-гигиенических показателей качества ладожской воды. Многие из поступающих в озеро веществ обладают канцерогенными и мутагенными свойствами. Наряду с токсичным, высоких значений достигает бактериальное загрязнение. Похожая ситуация складывается и на Онежском озере, в которое напрямую сливают канализацию 6 районов республики. А ведь по мнению специалистов, это воистину Великие озера Европы, на которые приходится более 1% мировых запасов пресной воды. Разработчики закона предлагают выделить две зоны охраны со своими режимами — центральную экологическую и зону прямого воздействия. В первую из них входят сами озера, их водоохранные зоны и особо охраняемые природные территории, прилегающие к Ладоге и Онего. Такая зона особой охраны устанавливается для каждого участка побережий отдельно, но не менее 200 м от береговой линии. Здесь предлагается ввести ограничения на хозяйственную и градостроительную деятельность. За пределами центральной зоны — в пределах водосборного бассейна — предлагается установить экологическую зону прямого воздействия с более строгим режимом природопользования, чем предусмотрено действующим законодательством. Предлагается ежегодно устанавливать квоты вредного воздействия на экосистему озер для всех регионов, а также ввести повышающие коэффициенты платы для хозяйствующих субъектов за негативное воздействие на окружающую среду. Следить за исполнением будущего закона, считают разработчики документа, должен отдельный федеральный орган со своей инспекцией. Напомним, спасти экологическую систему Ладожского озера в какой-то мере был призван Национальный парк «Ладожские шхеры». История с его созданием тянется с 90-х годов, но так до конца и не решена. Необходимые документы отправлены на государственную экологическую экспертизу, результаты которой в республике надеются получить в следующем году. Как сообщили в минприроды Карелии, на середину ноября в республике намечено проведение международной конференции «Инновационные системы отведения и очистки поверхностного стока с урбанизированных территорий». На этом форуме предполагается обсудить проблемы загрязнения поверхностными стоками водных объектов бассейнов Онежского и Ладожского озер, изучить российский и международный опыт и инновационные подходы в области водоотведения и методах очистки сточных вод. Кроме того, планируется обсуждение законодательных, управленческих, финансовых и технических вопросов водоотведения поверхностных стоков с урбанизированных территорий.Об этом говорится в проекте федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер», который разрабатывается по инициативе Карелии, сообщает «ИТАР-ТАСС». Документ, разрабатываемый по аналогии с ФЗ «О защите озера Байкал», был представлен 2 октября на первом заседании рабочей группы по разработке законопроекта. В нее, помимо республики, вошли представители еще двух субъектов федерации, расположенных на берегах и в водосборном бассейне этих крупнейших пресноводных водоемов Европы — Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Чрезвычайно острой проблемой для этих трех регионов является значительное ухудшение санитарно-гигиенических показателей качества ладожской воды. Многие из поступающих в озеро веществ обладают канцерогенными и мутагенными свойствами. Наряду с токсичным, высоких значений достигает бактериальное загрязнение. Похожая ситуация складывается и на Онежском озере, в которое напрямую сливают канализацию 6 районов республики. А ведь по мнению специалистов, это воистину Великие озера Европы, на которые приходится более 1% мировых запасов пресной воды. Разработчики закона предлагают выделить две зоны охраны со своими режимами — центральную экологическую и зону прямого воздействия. В первую из них входят сами озера, их водоохранные зоны и особо охраняемые природные территории, прилегающие к Ладоге и Онего. Такая зона особой охраны устанавливается для каждого участка побережий отдельно, но не менее 200 м от береговой линии. Здесь предлагается ввести ограничения на хозяйственную и градостроительную деятельность. За пределами центральной зоны — в пределах водосборного бассейна — предлагается установить экологическую зону прямого воздействия с более строгим режимом природопользования, чем предусмотрено действующим законодательством. Предлагается ежегодно устанавливать квоты вредного воздействия на экосистему озер для всех регионов, а также ввести повышающие коэффициенты платы для хозяйствующих субъектов за негативное воздействие на окружающую среду. Следить за исполнением будущего закона, считают разработчики документа, должен отдельный федеральный орган со своей инспекцией. Напомним, спасти экологическую систему Ладожского озера в какой-то мере был призван Национальный парк «Ладожские шхеры». История с его созданием тянется с 90-х годов, но так до конца и не решена. Необходимые документы отправлены на государственную экологическую экспертизу, результаты которой в республике надеются получить в следующем году. Как сообщили в минприроды Карелии, на середину ноября в республике намечено проведение международной конференции «Инновационные системы отведения и очистки поверхностного стока с урбанизированных территорий». На этом форуме предполагается обсудить проблемы загрязнения поверхностными стоками водных объектов бассейнов Онежского и Ладожского озер, изучить российский и международный опыт и инновационные подходы в области водоотведения и методах очистки сточных вод. Кроме того, планируется обсуждение законодательных, управленческих, финансовых и технических вопросов водоотведения поверхностных стоков с урбанизи
10c2
рованных территорий.