Завтра туриста

 Самарские власти планируют сделать село Рождествено одним из плацдармов для масштабного освоения туристического потенциала региона — транспортным узлом, от которого пойдут радиальные маршруты по всему правобережью Волги. Иногородних в нашу область хотят завлекать красотами природы.  Не так давно министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко представил обновленный вариант стратегии развития туризма в регионе. Пока в виде проекта для обсуждения. «Одна из задач стратегии — увеличить долю туристской индустрии в валовом региональном продукте: она должна вырасти с одного процента до трех-четырех», — заявил о своих намерениях министр. До конца 1980-х годов туризма как индустрии в Самарской области практически не существовало: мешал закрытый статус региона. Развитие отрасли началось практически с нуля лет 25 назад. За это время проблему эффективного использования местного туристического потенциала (широкая Волга, живописные Жигулевские горы, богатое историческое и культурное наследие) пытались решить различными способами. Так, несколько лет назад речь шла о формировании регионального туристско-рекреационного кластера. Однако громадье планов (сейчас в загашнике у облправительства около 30 инвестпроектов в сфере туризма) до недавних пор не находило финансового подкрепления. Частных инвесторов тормозила слабая инфраструктура — неразвитость индустрии гостеприимства и сервиса, в частности, гостиничной сети, малочисленность туробъектов, а также недостаточно раскрученный бренд региона (низкая информированность даже местного населения о продуктах на рынке туристско-рекреационных услуг). Что же касается бюджетных инвестиций, Самарская область лишь пару лет назад сфокусировалась на участии региона в различных федеральных программах, дающих приток финансовых ресурсов из Москвы. В путь со следующего года На сей раз документ, задающий региональную стратегию развития туризма, имеет вполне осязаемую конкретику. В первую очередь, финансовую. Самый масштабный из проектов, входящих в стратегию, — всесезонный туристско-рекреационный комплекс (ТРК) «Жигулевская жемчужина» включен во второй этап федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». По словам главы областного департамента туризма Михаила Мальцева, этот проект в период с 2015-го по 2018 год будет финансироваться федеральным бюджетом. При этом 2,05 млрд рублей из российской казны пойдут на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, еще около 12 млрд вложат частные инвесторы, которым обещаны площадки, налоговые льготы, а также административная и информационная поддержка. Плановый срок реализации проекта ТРК на территории нацпарка «Самарская Лука» — девять лет с момента начала финансирования. Прежде всего, для связи комплекса с Самарой через Волгу — от набережной (скорее всего, в районе шестого причала на речном вокзале) до села Рождествено через остров Поджабный — должны протянуть пассажирскую канатную дорогу с 15-местными кабинами. Ее длина заявлена около 5 км, пропускная способность – до 900 человек в час, а время в пути – 12 минут. В 2015 году планируется начать проектирование «канатки», затем – предписанные законом экспертизы и согласование ее проекта. Строительные работы намечены на 2016 года, а запуск в эксплуатацию — на начало сезона 2017 года, поясняет Мальцев. Параллельно на правобережье предполагается построить дорожную сеть, в частности, 15-километровую автотрассу Подгоры – Ширяево. И мэрия туда же «Жигулевская жемчужина» — это первая ласточка, — заверил министр Кобенко. — У нас есть еще ряд территорий, которые мы готовы представить для включения в федеральную программу». О своих планах по освоению правобережья Волги в районе Самары заявили также городские власти. Сегодня там нет ни официально зарегистрированного населения, ни капитального жилья, ни сколько-нибудь развитой инфраструктуры, ни устойчивой во все времена года транспортной связи с левым берегом реки. Чиновники же рисуют в планах создание нового, десятого по счету, административного района Самары на базе ее правобережных территорий. Вопрос, как вовлечь их в хозяйственный оборот. Возведение там капитальных строений весьма дорого и проблематично из-за высокого уровня грунтовых
5228
вод, а также проблем с логистикой и утилизацией бытовых отходов. Альтернативный подход — создание ландшафтного парка — предлагает председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Сергей Симак. Региональная стратегия развития туризма еще только разрабатывается, однако уже сейчас ясно: ее реализация возможна только в режиме частно-государственного партнерства. А оно, в свою очередь, требует гораздо большей, чем сейчас, инвестиционной привлекательности отрасли. Отправная точка – текущее состояние местной туриндустрии. Об этом и не только нам рассказал руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев. Самарские власти планируют сделать село Рождествено одним из плацдармов для масштабного освоения туристического потенциала региона — транспортным узлом, от которого пойдут радиальные маршруты по всему правобережью Волги. Иногородних в нашу область хотят завлекать красотами природы.  Не так давно министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко представил обновленный вариант стратегии развития туризма в регионе. Пока в виде проекта для обсуждения. «Одна из задач стратегии — увеличить долю туристской индустрии в валовом региональном продукте: она должна вырасти с одного процента до трех-четырех», — заявил о своих намерениях министр. До конца 1980-х годов туризма как индустрии в Самарской области практически не существовало: мешал закрытый статус региона. Развитие отрасли началось практически с нуля лет 25 назад. За это время проблему эффективного использования местного туристического потенциала (широкая Волга, живописные Жигулевские горы, богатое историческое и культурное наследие) пытались решить различными способами. Так, несколько лет назад речь шла о формировании регионального туристско-рекреационного кластера. Однако громадье планов (сейчас в загашнике у облправительства около 30 инвестпроектов в сфере туризма) до недавних пор не находило финансового подкрепления. Частных инвесторов тормозила слабая инфраструктура — неразвитость индустрии гостеприимства и сервиса, в частности, гостиничной сети, малочисленность туробъектов, а также недостаточно раскрученный бренд региона (низкая информированность даже местного населения о продуктах на рынке туристско-рекреационных услуг). Что же касается бюджетных инвестиций, Самарская область лишь пару лет назад сфокусировалась на участии региона в различных федеральных программах, дающих приток финансовых ресурсов из Москвы. В путь со следующего года На сей раз документ, задающий региональную стратегию развития туризма, имеет вполне осязаемую конкретику. В первую очередь, финансовую. Самый масштабный из проектов, входящих в стратегию, — всесезонный туристско-рекреационный комплекс (ТРК) «Жигулевская жемчужина» включен во второй этап федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». По словам главы областного департамента туризма Михаила Мальцева, этот проект в период с 2015-го по 2018 год будет финансироваться федеральным бюджетом. При этом 2,05 млрд рублей из российской казны пойдут на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, еще около 12 млрд вложат частные инвесторы, которым обещаны площадки, налоговые льготы, а также административная и информационная поддержка. Плановый срок реализации проекта ТРК на территории нацпарка «Самарская Лука» — девять лет с момента начала финансирования. Прежде всего, для связи комплекса с Самарой через Волгу — от набережной (скорее всего, в районе шестого причала на речном вокзале) до села Рождествено через остров Поджабный — должны протянуть пассажирскую канатную дорогу с 15-местными кабинами. Ее длина заявлена около 5 км, пропускная способность – до 900 человек в час, а время в пути – 12 минут. В 2015 году планируется начать проектирование «канатки», затем – предписанные законом экспертизы и согласование ее проекта. Строит
1751
ельные работы намечены на 2016 года, а запуск в эксплуатацию — на начало сезона 2017 года, поясняет Мальцев. Параллельно на правобережье предполагается построить дорожную сеть, в частности, 15-километровую автотрассу Подгоры – Ширяево. И мэрия туда же «Жигулевская жемчужина» — это первая ласточка, — заверил министр Кобенко. — У нас есть еще ряд территорий, которые мы готовы представить для включения в федеральную программу». О своих планах по освоению правобережья Волги в районе Самары заявили также городские власти. Сегодня там нет ни официально зарегистрированного населения, ни капитального жилья, ни сколько-нибудь развитой инфраструктуры, ни устойчивой во все времена года транспортной связи с левым берегом реки. Чиновники же рисуют в планах создание нового, десятого по счету, административного района Самары на базе ее правобережных территорий. Вопрос, как вовлечь их в хозяйственный оборот. Возведение там капитальных строений весьма дорого и проблематично из-за высокого уровня грунтовых вод, а также проблем с логистикой и утилизацией бытовых отходов. Альтернативный подход — создание ландшафтного парка — предлагает председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Сергей Симак. Региональная стратегия развития туризма еще только разрабатывается, однако уже сейчас ясно: ее реализация возможна только в режиме частно-государственного партнерства. А оно, в свою очередь, требует гораздо большей, чем сейчас, инвестиционной привлекательности отрасли. Отправная точка – текущее состояние местной туриндустрии. Об этом и не только нам рассказал руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев.