Сюжетные программы
Сюжетные режимы характерны для небольших камер, созданных для начинающих. Сюжетные режимы облегчают работуначинающему фотографу, и ему не приходится нажимать на крошечные кнопки, чтобы установить выдержку и диафрагму. Намного проще просто выбрать режим, повернув всего лишь одно колесико.
Но у этой медали есть и обратная сторона. Профессиональный фотограф сам выбирает параметры съемки, и это гарантирует более гибкий контроль съемочного процесса, позволяет добиться лучшего результата по сравнению с камерой, в которой есть сюжетные режимы. Тем не менее, популярность камер с сюжетными программами велика. Многие при покупке камеры обращают внимание на число «сюжетов»: чем больше сюжетных программ, тем больше шансов у начинающего фотографа получить хоть какой-то контроль над качеством съемки.
Но все-таки полный контроль над съемкой возможен только при работе с камерой, в которой есть ручные настройки.
Новичкам сюжетные программы дают неоценимую помощь. По сути дела, это следующий шаг к свободе выбора от полностью автоматического режима, не оставляющего Вам никакой свободы действий.
Сценарные режимы (это еще одно название сюжетных программ) понемногу расширяют возможности Вашего выбора, позволяют лучше подстроиться под условия съемки. Ряд сценарных режимов в современных камерах широк, и после того, как Вы выберете необходимый сюжет, камера сама установит диафрагму и выдержку (экспопару) в соответствии с выбранным сюжетом. Вам не нужно будет беспокоиться об остальных параметрах съемки. Типичными сюжетными режимами являютсяпортрет, ночной портрет, спорт, пейзаж, макро.
Фото портрет
Для получения хороших портретных снимков камера устанавливает максимально открытую диафрагму, что позволяет уменьшить глубину резкости. Такие параметры дают возможность сконцентрировать внимание на чертах лица, фон же может остаться несколько размытым. Композиция снимка строится таким образом, что главный объект съемки отделяется от фона, акцент композиции сделан именно на лице человека. При этом сюжетном режиме выбирается точечная фокусировка и центрально-взвешенный замер.
Ночной портрет, в отличие от предыдущего, позволяет детализировать и задний план (будут видны ночные фонари, свет в окнах, рекламные огни). Камеру лучше зафиксировать, так как включается вспышка и довольно длинная выдержка.
Спортивный режим в некоторых камерах называется «дети» — то есть этот режим предназначен, как Вы уже догадались, для снимков движущихся объектов и позволяет снизить риск «смазывания». Для этого камера выберет максимально допустимую короткую выдержку.
При съемке фотопейзажа используется малая, закрытая диафрагма. Это позволяет сделать глубину резкости максимальной. Естественно, что здесь будет необходима длинная выдержка. Если освещение недостаточно сильное, камеру лучше закрепить на штативе. Установка фокусировки на бесконечности дает возможность четко проработать как передний и средний, так и дальние планы. Сюжетный режим «пейзаж» применим при съемке через стекло, при выборе другого режима Вы получите фокусировку на самом стекле, а не на пейзаже. Режим экспозамера будет матричный, по всему полю кадра.
Макро-режим нужен в тех случаях, когда Вы хотите с близкого расстояния сфотографировать маленький объект: цветочек, насекомое, монету или марку. Камера автоматически сфокусируется на фокусировку с близкого расстояния.
Итак, можно сделать следующие выводы:
В большинстве случаев Вам хватит сюжетных программ, описанных выше. Дополнительно в некоторых современных камерах бывают установлены такие режимы как пляж/снег/ночная съемка/фейерверк/текст и т.д. Отличаются они друг от друга незначительно. Чаще всего это определяется моделью камеры. Но нужны они Вам или нет на самом деле — этот выбор остается за Вами.
Достоинства использования сюжетных режимов: быстрое переключение в нужный режим, получение достаточно хорошего результата. По сравнению с автоматическим режимом, Вы даете камере более точные указания, каким образом нужно снимать, для каких условий выбирать параметры. Особенно это Вам поможет, если Вы сами не знаете, как устанавливать выдержку, диафрагму и выбирать др.параметры.
Недостатки такого подхода тоже есть. Вы просто доверяетесь автоматике, и некоторая «шаблонность» неизбежна. Вы ограничены выбором камеры, а камера ориентируется на «среднестатистический» вариант. Алгоритмы сценарных режимов всегда «усредняют» результат.
Приведем пример: при съемке пейзажа камера не «догадывается», какая глубина резкости Вам необходима, какую диафрагму Вы выбрали бы сами. В одном случае используя диафрагму f8, вы получите отличную картинку — резкость, детализацию, в другом — лучше использовать f11 или f16. Автоматика же установит f6.3, к примеру. Не совсем идеальный параметр для данного случая.
То есть процесс контроля за съемкой с Вашей стороны не совсем полный.
Вы с закрытыми глазами доверяете автоматике, которая не понимает, где нужно добавить или убавить резкости / чувствительности и выдает Вам усредненный вариант. Поэтому существуют еще «творческие » режимы.
Добавить комментарий